Сценарий праздника «Спас, Успение, Медовый Спас»

Дети садятся на стулья и слушают рассказ воспитателя о праздниках, Первый Спас — начало Успенского поста (до 28 августа). Спас на­зван медовым потому, что с этого дня начинают есть мёд, пекут пироги с медом. Пчела перестает носить мед в ульи. Пасечники заламывают (под­резывают) соты.

В этот день собирают мак. Мак — средство от ведьм. Есть поверье: об­сыпать маком дом — и все козни ведьм окажутся напрасными. Вот такие песенки пели о маке:

Стрелочка-самоделочка,

Сама строится, сама делается,

На стрелочке городок — семьсот тысяч бухар,

Полтораста воевод и татар.

А вот загадка о маке: «Под одним колпаком семьсот казаков».

На Первый Спас отлетают ласточки и стрижи. Отцветают розы, пада­ют холодные росы. В этот день лошадей, как и весь скот, купают в послед­ний раз.

Яблочный Спас (19 августа). Яблочный Спас — встреча осени, осенник. В этот день срывают спелые яблоки, освящают их. До этого дня яб­локи есть нельзя. Существует поверье, что на том свете детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, раздают яблоки, а тем, родители которых пробовали яблоки, не дают. Поэтому многие взрослые, особенно те, у которых дети умирали, до второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов. Начинается отлет журавлей.

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Успение — конец жат­вы, поэтому день этот называется еще «дожинки», «обжинки», «спожин­ки». По старинному обычаю на поле оставляли небольшую горсть несре­занных колосьев. Делалось это, чтобы вернуть земле силу, потраченную на выращивание урожая.

Успение — начало бабьего лета (до 11 сентября). На Успение солят огурцы. Успение — окончание жатвы. Оканчивается уборка и посев ози­мого хлеба. Начинается Успенский пост.

Закончив жатву, женщины приговаривали;

Кто пахал — тому силку,

А кто сеял — тому две,

А кто жал — тому все.

Завершив работы, жнецы катались по ниве со словами:

Жнивка, жнивка,

Отдай моё  жито!

На пест,

На колотило,

На молотило,

На кривое веретено!

Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы:

Ох и слава богу,

Что жито пожали!

Что жито пожали

И в копы поклали:

На гумне стогами,

В клети закромами.

 

Специально оставленные несжатыми несколько колосьев перевязыва­ли лентой — «завивали бороду» — и приговаривали: «Дай бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!». С этим обрядом жнеи надеялись вер­нуть земле ее урожайную силу. Последний сноп жали молча. Девушки жа­ли сноп-молчанушку, если заговорят — жених будет слепой. Последний сжатый сноп — нелепник. Его наряжают в сарафан или обвивают ситце­выми платками и с песнями несут на пир честной, называемый «складчи­на» или «братчина».

Последний сноп сохраняется до Нового года. Венок, сплетенный из колосьев, хранится в переднем углу избы.

Эти обряды получили свое отражение в застольных песнях:

Осенник-господарек,

Отгребит-ко свой роек!

Отсыти ты нам сыты,

 

 

Жней за стол усади,

Жней за стол усади,

Пива-меду поднеси!

Ты напой меня, жнею,

Я те песенку спою.

В конце застолья благодарили хозяина с хозяйкой за угощение:

А и спасибо хозяину

За мягкие пирожки!

А и спасибо тому,

Кто хозяин в дому!

 

В конце дня, прощаясь, исполняли последнюю песню:

Дожали, дожили,

Оспожинки встретили,

Каравая почали,

Толокна,

Гостей угостили,

Богу помолились!

Хлебушко, расти!

Времечко, лети, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба.

 

Ореховый Спас (29 августа). К этому дню поспевают орехи. Загадки об орехах: «Вишу высоко, падаю низко, снаружи горько, а внутри сладко», «Маленький мужичок — костяная шубка». Еще Третий Спас — хлебный: пекут пироги из нового хлеба. «Третий Спас хлеба припас».

Ведущий.

Кто с нами, кто с нами

Пашенку пахати?

Кто с нами?

Дети изображают пахарей, идущих за сохой.

Дети.

Мы с вами

Пашенку пахати.

Мы с вами.

Ведущий.

Кто с нами, кто с нами

Жито рассевати?

Кто с нами?

Дети.

Мы с вами, мы с вами

Жито рассевати.

Мы с вами.

 

Дети изображают сеятелей, разбрасывающих зерна. Потом изобража­ют косьбу, молотьбу, помол зерна.