Сценарий весеннего праздника «Вербное воскресенье»

В избе хозяйка и хозяин. Хозяйка стряпает у печи. Дети стучатся в дверь избы.

Дети. Утро доброе, хозяева,

Позвольте во горенку войти,

Во горенку войти да на лавочку сесть.

Хозяйка. Проходите, детки милые, да рассаживайтесь поудобнее. А расскажу я вам сегодня вот про эти веточки. (Показывает вербу.) Уже догадались, с какого они дерева?

Дети отвечают.

Хозяйка. Правильно, с вербы. С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется.

Дети прикасаются к веточке.

Хозяйка. Вот поэтому в Вербное воскресенье ветками, принесенными из церкви, хлестали друг друга — и в первую очередь детей, приговаривая:

Верба, Верба, Верба хлест,

Верба хлест — бьет до слез,

Верба синя бьет насильно,

Верба красна бьет напрасно,

Верба бела бьет за дело,

Верба хлест — бьет до слез!

 

Не я бью — верба бьет! Верба хлест — бьет до слез! Да что это я вас все байками кормлю? Сейчас я вас чайком с «барашками» угощу.

Хозяйка (накрывает на стол и объясняет). Бывало, в Вербное вос­кресенье бабушки запекали в хлебцы шишки вербы и угощали ими всех, кто в гости приходил. А называли такие хлебцы по-разному: кто «ба­рашками», а кто просто хлебцами. И я вам сегодня таких «барашков» на­пекла. Ешьте, угощайтесь — силы, здоровья набирайтесь. А у кого этот хлебец с вербной шишечкой окажется, тот считается счастливым или будет счастлив в следующем году. Любил народ Вербное воскресенье.

Было принято устраивать вербные базары или ярмарки с весёлыми иг­рищами и ряжеными,

Сын хозяйки, Иван, говорит с печи:

Да возьмите и вы пошумите, Да быстро игры заведите.

Ребята. Отчего не поиграть! Хозяйка, лучинка у вас найдется?

Хозяйка. А зачем вам?

Ребята. Будем играть в игру «Курилка».

Хозяйка. Конечно, найдется. Ввечеру пряла — вот лучинка и осталася.

Хозяйка хлопочет возле печки, зажигая лучинку.  Дети встают в круг.

Проводится игра «Курилка».

 

Параня водит хоровод «Верба-вербочка». Появляются ряженые. Исполняется сценка «Старик со старухой».

Параня обращает внимание детей на то, что Вербное воскресенье ско­ро, а солнышко слабо греет.

Иван. Дело поправимое. Пора его, солнышко, кликать. Весну-красну ото сна пробуждать.

 

Дети исполняют песню «Солнышко». Появляется солнце. Проводится игра «Гори, солнце, ярче».

 

Мальчик выходит с каруселью.

Мальчик. Кто будет в «Зарю-заряницу» играть?

Дети играют в игру «Заря-заряница».

 

Иван. Ну, теперь вдоволь нашумелись? Не хотите ли сказочку послу­шать?

Драматизация сказки по выбору воспитателя. Затем проводятся на­родные подвижные игры.

Хозяйка. Издавна верба считалась целебным растением. По веро­ванию крестьян считалось, что если съесть десять вербных сережек, то это предохранит от лихорадки. Почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам. Повсюду принято было выгонять в пер­вый раз скотину в поле вербой. В Вербное воскресенье крестьяне устра­ивали на больших площадях вербные базары с играми и аттракциона­ми. И ни одна вербная неделя не обходилась без игры «Верба-вербочка».

 

 

Проводится игра «Верба-вербочка».

 

Дети выбирают водящих — девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьёт» девочка и мальчик в од­ном месте разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети прохо­дят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая.

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьёт.

Канарейка — Машенька,

Соловейка — Ванечка.

Люди спросят: «Кто такой?».

«Ваня, — скажет, — милый мой».