Методика воспитания «Kindergarten» Фридриха Фребеля

FB

Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Это возможно лишь в том случае, если выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением.
Ф. Фребель

Жизнь для детей

Несмотря на то что школе воспитания Фридриха Фре¬бел
я уже более 250 лет, ее помнят и почитают во всем мире. Именно этот выдающийся немецкий педагог соз¬дал общественную систему обучения дошкольников под названием детский сад (Kindergarten). Он же и ввел это понятие, которым мы пользуемся и сегодня, в обиход.
Фребель одним из первых воспитателей своего вре¬мени понял, что именно в играх дети наиболее полно реализуются. Для своего детского сада он разработал целый набор игр и игрушек, которые малыши по¬лучали в подарок, например кубики или мячи. Кроме того, в детском саду Фребеля разучивали песни, вместе

играли или слушали истории, которые рассказывали воспитатели.
Педагог начал пропагандировать складывание из бумаги для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он советовал им постоянно зани¬маться так называемым оригами с тем, чтобы снача¬ла «ощущать» основы геометрии пальцами, а уже затем понимать. Фребель также известен как автор головоломки, состоящей из классических наборов блоков, которые должны складываться в кубическую коробку. Этот деревянный конструктор для раннего развития знакомит малыша со свойствами геометри¬ческих тел, учит пространственному воображению, умению соединять части в целое — и все это исклю¬чительно в игровой форме.
Фридрих Фребель родился в семье пастора в Обер- вейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварц- бург-Рудолыптадт. Еще малышом он лишился мате¬ри и был отдан на попечение прислуги и старших сестер и братьев, которых скоро сменила мачеха. Лю¬бопытно, что начальное образование Фридрих по¬лучил в деревенской школе для девочек.
С 1799 года юный Фридрих слушал в Йенском уни-верситете лекции по естественным наукам и матема¬тике, а в 1805 году отправился в Иверден, чтобы лич¬но ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении знаменитого швейцарского пе¬дагога Иоганна Песталоцци.
В ноябре 1816 года Фребель открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по соб¬

ственной системе. В эту школу первоначально по¬ступили пять его племянников, затем — брат его друга. В следующем году вдова брата купила неболь¬шое имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, куда и была переведена школа Фребеля.
В 1818 году Фребель женился. Увлекшись идеями мужа, супруга вскоре пожертвовала на их осуществ¬ление все свое состояние. То же самое сделал и брат Фребеля Христиан: продав свое торговое дело, он пере¬селился в Кейльгау и стал директором училища. Спустя несколько лет в нем уже учились более 60 воспитан¬ников. К этому периоду относится и создание главного литературного труда Фребеля — «О воспитании чело- иека», опубликованного в 1826 году.
Свою деятельность Фребель продолжил в Швей¬царии. Успех был очевиден, и кантональное управ¬ление Берна поручило педагогу устройство дома для (. и рот в Бургдорфе. Здесь же у Фребеля возникла мысль о создании воспитательных заведений для малолетних детей.
В 1840 году Фребель переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заве¬дение для детей дошкольного возраста, назвав его детским садом. Там же издавалась воскресная газета под девизом «Будем жить для наших детей!». Перу педагога принадлежат ставшие популярными «Мате¬ринские ласкательные песни»: музыку к ним сочинил Роберт Кель, а рисунки сделал художник Унгер.
В 1844 году под редакцией Фребеля вышли «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском

саду в Бланкенбурге». В 1851 году педагог выпустил «Журнал, содержащий изложение попыток Фрид¬риха Фребеля по проведению идеи развивающе- воспитывающего образования в целях всесторон¬него единства жизни». (Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями была составле¬на книга «Педагогика детского сада».)
В 1852 году съезд учителей в Готе восторженно приветствовал известного воспитателя, отдавая дань уважения новаторским идеям и их практическому осуществлению.
Фридрих Фребель умер 17 июля того же года в Ма- риентале, где работал над учреждением школы для «детских садовниц» — так по-отечески он называл своих воспитанниц.
Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля пришлась на то время, когда в Западной Европе остро стояли проблемы призрения малолетних детей и под-готовки их к труду. В городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии, где жил Фребель, стали от-крываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: «женские школы», «убежища», «школы плетения из соломы», «школы вязания кружев» и т. п. Чтобы обеспечить их содержание и, кроме того, получить прибыль, устроители, естественно, заставляли детей наравне со взрослыми работать на производстве.
Лишь некоторые «игровые школы» в какой-то мере отвечали педагогическим требованиям, предъявляе¬мым к воспитательным учреждениям. В этих школах

работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся при-менять идеи Песталоцци о гармоничном развитии детей с малых лет и рассматривавшие трудовое воспитание и разносторонний труд детей как сис¬тему нравственного и умственного развития на осно- ие теории элементарного образования. Одним из инициаторов создания таких школ и был Фридрих Фребель.
Теория развития ребенка. В своих педагогиче¬ских воззрениях Фребель исходил из теории всеобщ¬ности жизни и бытия: «во всем царит вечный закон». Иоспитание и обучение предлагалось организовать и виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.
Законы воспитания формулировались Фребелем как «самораскрытие Божественного начала в чело¬веке». Иначе говоря — в своем развитии ребенок творчески повторяет исторические этапы развития человеческого сознания. Основная педагогическая система — теория игры. По Фребелю, детская игра — «зеркало жизни и свободное проявление внутрен¬него мира». Игра — мостик от внутреннего мира к природе.
Разумеется, Фребель, воспитанный в духе немец¬кой философии, в своих взглядах на природу, обще¬ство, человека был идеалистом. Он полагал, что педагогике Песталоцци недоставало философского обоснования, и пришел к выводу о необходимости построить свою систему на прочном философском фундаменте. Он писал: «Если из моей системы вынуть

общее мировоззрение, то система упадет. Она стоит, пока цементируется моей философией».
По мнению Фребеля, ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, ху-дожественным и религиозным. Инстинкт деятельности, или активности, — проявление в ребенке единого твор-ческого Божественного начала; инстинкт познания — заложенное в человеке стремление познать внутрен¬нюю сущность всех вещей, т. е. опять-таки Бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование роли воспитания и обучения в развитии ребенка, по- своему истолковал представление о саморазвитии как процессе выявления в ребенке природного начала.
Всестороннее развитие детей начинается с их фи-зического развития, а уход за телом тесно связан с развитием психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов Фребель рекомен¬довал предоставить ребенку свободу движений, уме¬ренное рациональное питание, удобную одежду. Важное значение придавалось любым видам деятель¬ности: играм, ритмическим движениям, конструиро¬ванию, несложным сельскохозяйственным работам на участке, прогулкам.
Игру Фребель считал «высшей ступенью детского развития». Он разработал ее теорию, собрал и мето-дически прокомментировал подвижные игры. В сво¬ей практике педагог вел многообразные изобрази¬тельные, трудовые занятия в определенной, строго регламентированной системе. Раскрывая ее сущ¬ность, Фребель доказывал, что игра для ребенка —

инстинкт, основная его деятельность, стихия, в ко¬торой он живет, его собственная жизнь. В игре ребенок ныражает свой внутренний мир через изображение внешнего. Копируя жизнь семьи, уход матери за мла-денцем, ребенок изображает нечто внешнее по от-ношению к себе, но это возможно благодаря исклю-чительно внутренним силам.
Фребель также считал игру одним из средств нрав-ственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребе¬нок утверждается в правилах и нормах нравствен¬ного поведения, тренирует свою волю. Кроме того, игры способствуют развитию воображения и фанта¬ми, необходимых для детского творчества.
Собственно воспитание, по мнению Фребеля, должно начинаться со «второго периода детства» (после года), когда можно уже руководить проявле¬ниями воли ребенка и знакомить его с понятиями количества и разнообразия вещей.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы дать игре правильное направление и постепенно развивать посредством игры все, что дано ребенку природой. 11ри этом совершенно не требуется какого-либо при¬нуждения — достаточно побудить ребенка сделать то, что он сам бы сделал, если бы понимал себя.
Особенно подробно Фребель развивал мысль о важ-ности знакомства с естественными науками: жизнь выражается наиболее наглядно и разнообразно в при¬роде, поэтому любой человек легче всего познает идею жизни, наблюдая за природой.

Особая роль в понимании жизни, ее развитии и ор-ганизации отводится понятию «единства в многообра-зии». Задача воспитания состоит в том, чтобы развить единство, вложенное в человеческую душу, и превра¬тить его в возможно совершенное многообразие.
То, что мы хотим развить в ребенке, должно уже быть в его натуре. Для создания совершенного един¬ства необходимо, чтобы все свойственные человеку многообразия развивались одновременно и в одина¬ковой степени, оставаясь в гармоничном отношении друг к другу. Переходя постепенно от инстинкта к чувству и далее к сознанию и воле, ребенок должен получать на каждой ступени развития только то, что он может понять, усвоить и переработать и что может послужить ему подготовкой к следующей ступени.
Важную роль в воспитании ребенка играет мать. Именно матерям Фребель адресовал свои «дары» — системный набор игр, составленный по возраста¬ющей: от простых к более сложным. В этом же ряду стоят «Материнские песни», призванные в доступ¬ной форме привить малышу чувство гармонии и ритма.
Методика воспитания в детском саду. Самореа-лизация невозможна без внешнего влияния, а зна¬чит, необходимы разнообразные средства, способ¬ствующие удовлетворению влечений. В детском саду, как писал Фребель, «детей необходимо активно во¬влекать в коллективную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние проявления чувств, знако¬мить с людьми и природой; в играх, веселье и невин¬

ных забавах готовить к школе, помогая развиваться, словно растениям в саду».
Идею создания детских садов Фребель вынашивал много лет, воплотив ее в жизнь сравнительно поздно. Он исходил из предположения, что в первые годы жизни приобретается наибольшее количество зна¬ний, строится основание всей духовной жизни и, следовательно, тщательный и разумный уход явля¬ется особенно важным, а между тем именно в это время ребенок часто предоставлен самому себе. Для таких детей детские сады особенно необходимы. Но даже в тех семьях, где за развитием ребенка следит любящая и образованная мать, посещение детского сада весьма полезно. Общение с детьми одного воз¬раста, игры и занятия могут оказать благотворное влияние на душевную жизнь маленького человека.
По замыслу Фребеля, детский сад должен состоять из четырех учреждений:
> образцовое заведение для воспитания малолетних детей;
> заведение для обучения и подготовки детских «садовников и садовниц»;
> заведение для распространения полезных дет¬ских игр;
> периодическое издание, способствующее поддер¬жанию связи между родителями, воспитателями и воспитанницами детских садов.
В брошюре «Отчет о немецком детском саде в Блан- кенбурге» Фребель пояснил: назначение детского сада — не только брать под надзор детей дошкольного

возраста, но упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся разум, знако¬мить с природой и людьми, направляя сердце к перво¬начальному источнику жизни — единению.
Важнейшим фактором воспитания Фребель счи¬тал речь. По его убеждению, игра непременно должна сопровождаться беседой или пением и детям должна быть дана возможность высказываться.
Несмотря на то что детские сады при жизни Фре¬беля не были оценены по достоинству, уже к концу XIX века они заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Объяс¬нение простое: Фребель раньше других подметил то, что видели все, но не придавали значения: детям вместе интересно, они тянутся друг к другу. Никто не хочет играть в одиночку, при этом каждый готов подчиниться общим правилам. Примечательно, что правила своих игр дети могут изобретать или приду¬мывать вполне самостоятельно, они строго им сле¬дуют, более того, старшие помогают младшим их осваивать.
Одухотворяющее слово, одухотворяющее пение
принадлежит к числу самостоятельных заня-
тий ребенка, а следовательно, должно посто-
янно входить и в его игры…
Ф. Фребель

Несомненно, Фребель обладал уникальной педаго-гической интуицией и чутьем. Ведь, по сути, в начале XIX века вообще не существовало такого понятия, как дошкольное воспитание. Но школы-то были! А в них были дети, собранные в группы. Это уже новые отношения, появление определенных слож¬ностей и для детей, и для учителей. Значит, малышей надо было готовить к школе, именно собирая их в группы, — и под руководством педагогов.
Фребель определил и главный принцип воспита¬ния в детском саду: не мешать ребенку, а помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа.
Сегодня все эти соображения кажутся нам очевид¬ными, но для начала XIX века они были поистине революционными. Достаточно сказать, что торговля детьми (как и взрослыми) считалась нормальным явлением: до отмены крепостного права в Европе оставался еще не один десяток лет, в России — более полувека. Фребеля не раз обвиняли в пропаганде социалистических идей.
В целом Фребель рассматривал воспитание как двусторонний процесс, при котором учитель воз¬действует на развитие личности главным образом с помощью различных видов деятельности, процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самих себя. Настоящий педагог всегда в состоянии одно¬временно «давать и воспринимать, объединять и раз¬делять, предписывать и проявлять терпение, быть строгим и снисходительным, твердым и гибким».

«Дары» развития

Для полноценного развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть так называемых «даров».
Первым даром, по его мнению, является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. К каждому мячу при¬крепляется ниточка.
Мать показывает ребенку мячи, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая ша¬рик в разные стороны и соответственно приговари¬вая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», она знакомит ребенка с пространственными пред¬ставлениями. Показывая шарик на ладони, пряча его и приговаривая при этом: «Есть мячик — нет мячи¬ка», — мать знакомит ребенка с понятиями утверж¬дения и отрицания.
Обосновывая, почему первым даром, первой игруш¬кой должен быть именно шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как нежной не¬развитой ручке еще трудно держать угловатый пред¬мет (например, кубик). Фребель приводит и ряд дру¬гих символических доводов, например: шар является «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности и т. д.
Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание

цилиндра и сторона кубика одинаковые). С их по¬мощью ребенок знакомится с разными формами предметов.
Кубик по форме и по устойчивости является про-тивоположностью шара. Шар рассматривался Фре- белем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представ¬лен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подви¬жен, если положить, и т. д.
Третий дар — куб, разделенный на восемь ку¬биков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); он имеет возможность развивать свои творческие способ¬ности, строить из кубиков с помощью различных комбинаций.
Четвертый дар — кубик тех же размеров, разде¬ленный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, тол¬щина равна одной четвертой этой стороны).
Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового «дара» прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно же, не изымаются.

Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них раз¬делены на более мелкие части.
Шестой дар — кубик, также разделенный на два¬дцать семь кубиков, многие из которых тоже разде¬лены на части: на плитки, по диагонали и т. д.
Последние два «дара» дают множество самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр. Кстати, идея «даров», несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы.
Использование фребелевского пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновре¬менно создает у них представление о форме, вели¬чине, пространственных отношениях, числах. Кроме приведенных шести даров Фребель предлагал впо-следствии давать детям дополнительный строитель¬ный материал (арки и т. д.), а также рекомендовал проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры- занятия с палочками, плетение и пр.
Еще одна ценная черта «даров» — последователь¬ность ознакомления ребенка с простейшими геомет¬рическими формами. Замечательна и сама мысль о строительном материале для игр-занятий. Эта идея была затем с успехом реализована, в результате чего ящики с набором строительного материала стали од¬ним из самых распространенных пособий для детей.
Заслугой Фребеля явилось и введенное им разно¬образие видов детской деятельности: подвижные игры, рисование, работа с мягкими материалами,

плетение и вырезание из бумаги, вышивание, вы-кладывание фигур из металлических колец, палочек, гороха, бус, выпиливание, конструирование и др. Миогие из этих занятий, преобразованные методи¬чески, до сих пор используются в детских садах.
Фребель верил, что все эти игровые материалы наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потреб¬ности. Первоначально он разработал только несколь¬ко видов образовательных материалов, позднее их количество возросло до 20. Сегодня на рынке дет¬ских пособий обычно встречается четырнадцать ви¬дов материалов Фребеля с точно такими же образо¬вательными функциями.
Исходя из их предназначения можно выявить не-сколько определенных концепций общего развития детей на раннем этапе.
Концепция творчества. Главная цель состоит в том, чтобы дети естественным путем приобщились к про¬цессу работы с материалами и приобрели навыки различных комбинаций. Например, материал № 5 (Большой Куб) предлагает идею свободного комби¬нирования форм согласно принципу симметрии.
Концепция эквивалентности. Самая важная составляющая реагирования по отношению к пред¬мету — это понимание его характеристик без влия¬ния внешних видимых изменений. Материалы Фре¬беля могут развивать эту концепцию посредством реального действия. Например, если детям предо¬ставят материал № 7 и попросят четыре треугольника

превратить в прямоугольник из двух треугольников и сравнить их размеры, те, кто понимает концепцию эквивалентности, дадут правильные ответы.
Концепция логических способностей. У некото¬рых детей отсутствует способность к рассуждению и умозаключениям, хотя должна быть им присуща в принципе. Логические способности и умение де¬лать выводы необходимо формировать на начальных стадиях развития. Материалы Фребеля помогут де¬тям развить эту способность на практике. Например, после того как дети поиграют с материалами № 3, 4, 5, 6, воспитатель может спросить: «Сколько кубов можно построить из четырех треугольных призм?» Дети, которые понимают, что из четырех треуголь¬ных призм можно построить два кубоида (прямо¬угольных параллелепипеда), а из двух кубоидов мож¬но построить куб, дадут правильный ответ.
Концепция правил и порядка. Вынимая мате¬риалы из ящиков и убирая их обратно, дети приуча¬ются к организации и порядку. Более того, демонст¬рация всех форм требует, чтобы дети сосредоточились на правилах симметрии. Действительно, дети, кото¬рые занимались этим, умеют убирать игрушки в пра¬вильном порядке.
Концепция форм. После того как дети познако¬мятся с формами куба и ромба, им будет проще по¬нять такие формы, которые могут быть преобразо¬ваны одна в другую (например, из двух квадратов можно сложить прямоугольник), а также какова их общая площадь.

Как только у ребенка немного разовьется
способность к речи, мы начинаем замечать,
что он в движении и в самом процессе движе-
ния, которое обращает на себя его внимание,
старается различить какой-нибудь звук и за-
тем пытается подражать ему звуком своего
голоса…
Ф. Фребель
Развитие социальных и коммуникативных способ-ностей. Образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия — следовательно, в дальнейшем дети будут лучше понимать правила и законы общества.
Внимание, восприятие, память
Все без исключения малыши проявляют неподдель¬ный интерес к исследованию окружающего мира. Цель взрослых — максимально стимулировать ини¬циативу и творчество детей, научить их рассуждать, абстрагировать и обозначать ситуацию. Использова¬ние материалов Фребеля в играх с дошкольниками в современных условиях позволяет моделировать в том числе такие важные понятия математики и ин¬форматики, как алгоритмы, кодирование информа¬ции, логические операции, строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.

Помимо этого дидактические материалы учат до-школьников решать логические задачи на разделение по свойствам. Основное качество, необходимое при решении таких задач, — умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие и удерживать в па¬мяти одно, два или три свойства одновременно, обобщать объекты по одному, двум или трем свой¬ствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Что касается математики, то, как известно, в обы¬денной жизни она почти не заметна, тем не менее присутствует во всем и везде. Необходимо как можно раньше помочь детям обнаружить ее присутствие в окружающем мире и научиться решать самые простые задачи.
Математика — наука абстрактная, при том что маленькие дети, как правило, мыслят очень конкрет¬но. Такие понятия, как количество и порядок, ничего не значат для них без вещей, предназначенных для счета и упорядочивания. Следовательно, детям долж¬на быть предоставлена возможность изучать матема¬тические отношения через манипуляцию конкретны¬ми предметами, им проще играть с разнообразными материалами, которые они могут сортировать и пере¬считывать.
Такие игры, разумеется, проводят при поддержке педагога, родителей или взрослых «консультантов». Взрослые помогают детям строить и понимать ма-тематические понятия, связанные с повседневной жизнью, — и не из учебников или путем использо¬

вания формул, а с привлечением фактов повседнев¬ной жизни.
Во время учебы дети анализируют, размышляют, воспринимают новые идеи, совершают открытия. Взрослых же должно более всего интересовать не то, какой объем информации усваивается, а то, как дети познают, организуют и применяют свои знания.
Известно, что геометрия — это изучение про-странственных взаимоотношений. Для маленьких детей это означает изучение объектов и их взаимо¬отношений, а также распознавание форм и паттер¬нов — повторяющихся последовательностей.
Паттерн — это тема, связующая разделы матема¬тики. Она помогает детям видеть связи, отношения, делать обобщения и предвидеть. Освоение понятия паттерн дает детям понимание предсказуемости и повторяемости. Паттерны представляют базовые единицы, например желтый—красный. Дети долж¬ны опробовать регулярность и повторяемость в дей¬ствии, цвете, местоположении и количестве. Таким образом они описывают, продолжают, переносят, переводят и создают паттерны.
Фребель считал, что для общего развития важны три основных процесса, связанных с обработкой инфор¬мации, а именно: внимание, восприятие и память.
Внимание лежит в основе многих познавательных задач. Ребенок должен овладеть двумя противопо-ложными навыками: во-первых, способностью кон-центрировать внимание на значимых аспектах среды, которые более всего влияют на выполняемое задание,

и, во-вторых, способностью игнорировать множество второстепенных и не важных стимулов. Избирательное внимание начинает развиваться при рождении и со-вершенствуется на протяжении всего раннего детства.
Восприятие — это процесс интерпретации того, что мы воспринимаем пятью органами чувств. Ре¬цептивные способности зависят от сенсорных сис¬тем осязания, вкуса, проприоцепции (восприятия стимулов), обоняния, слуха и зрения. Рецептивные системы обычно развиваются в утробе матери и позво¬ляют новорожденному начать обрабатывать инфор¬мацию уже при рождении.
Конечно, информацию можно воспринимать по- разному. Некоторые лучше воспринимают ее зритель¬но, другие — на слух. И хотя многие педагоги препо¬дают, полагаясь главным образом на речь, а также ожидают вербальной реакции со стороны воспитан¬ников, маленькие дети выигрывают более всего, когда получают информацию посредством сочетания физи¬ческого, зрительного и вербального способов.
И наконец, память — это процесс, при котором информация, усвоенная благодаря вниманию и вос -приятию, хранится в центральной нервной системе.
Работа с материалом
Согласно методологии Фребеля игры для детей раннего дошкольного возраста направлены на развитие умений:
> сортировать, классифицировать;
> сравнивать;
> складывать;
> выполнять по образцу;
> составлять последовательности (логические це¬почки);
> считать;
> приблизительно подсчитывать;
> вычитать.
Помимо этого, материалы Фребеля помогают де¬тям воспринять математические символы, манипу¬лируя с конкретными геометрическими фигурами.
Например, ставится цель познакомить детей с ка- ким-либо конкретным материалом Фребеля; изло¬жить принципы совместной работы с материалами в группе; научиться слушать друг друга, обучаясь совместно.
Занятия строятся примерно так. Педагог держит в руках ящик с материалами и спрашивает у детей: «Как вы думаете, что находится в ящике?»
Дети называют различные предметы, которые, по их представлениям, могут находиться в ящике. Игра в угадывание продолжается до тех пор, пока не вы¬нуты и не названы все предметы. После этого педагог задает детям следующий вопрос: «Что вы можете сказать об этих материалах?»
Каждый ребенок высказывает свое мнение, а пе¬дагог записывает высказывания на доске или листе.
На каждом этапе вводятся новые понятия и слова, например:
> как называется эта фигура зеленого цвета?
> сколько здесь всего цветов?
> сколько здесь всего разных фигур?
> сколько здесь одинаковых фигур одного цвета? После обсуждения следуют вопросы о возможно¬стях использования этих материалов:
> что можно сделать с этими материалами?
> кто может сказать, как можно использовать эти материалы в игре, в математике?
В личностно ориентированных программах педа¬гог не является собственно источником информа¬ции, а лишь направляет, облегчает процесс познания, всячески его стимулируя. Предоставляя разнообраз¬ные материалы, он создает ситуации, которые дают детям неограниченные возможности взаимодействия с окружающим миром. Лучше всего дети учатся, ког¬да делают что-либо самостоятельно. Им необходимо самим выяснять (пусть с помощью проб и ошибок), как именно устроен предметный мир.
Изученные понятия хорошо закрепляются с по¬мощью активных упражнений. Например, такое по¬нятие, как регулярность/нерегулярность структуры, ребенок может усвоить, переплетая разноцветные нити, чередуя цвета, нанизывая на нитку бусины: синяя, желтая, синяя, желтая…
Работа педагога (воспитателя). Педагог внима¬тельно наблюдает за тем, как дети работают с ма¬териалами. Такое наблюдение помогает определить, какие задания следует давать детям исходя из их интересов, каковы их специфические потребности и стили восприятия. Точно так же педагогу следует отмечать, к каким материалам дети явно не про-

нвляют интереса, стараться выяснить причины
утого и пытаться разнообразить игры и задания.
Кроме того:
V педагог должен иметь представление о типичном развитии детей данного возраста и индивидуаль¬ных особенностях каждого ребенка. Он должен знать, какие материалы необходимы каждому ма¬лышу на конкретном этапе его развития;
V педагог должен уметь задавать детям открытые вопросы, которые предполагают более одного пра-вильного ответа. Они также позволяют понять мыс-лительный процесс ребенка. Вопросы-ответы помо¬гают развивать не только мышление, но и речь. Если воспитатель в группе часто задает вопросы, дети гоже начнут о многом спрашивать. Развитие мыш¬ления имеет гораздо большее значение для образо¬вания, чем запоминание фактической информации;
> педагог дает детям время на обдумывание того, что они делают. Это позволяет им лучше усвоить вводимые понятия. Воспитатель отводит время на вопросы и ответы и на самостоятельное выраже¬ние мыслей;
V педагог обсуждает с детьми все сделанные выводы и заключения, как верные, так и неверные. Часто обсуждение идеи, которая в результате оказыва¬ется неверной, приносит больше пользы, чем об¬суждение правильного ответа;
V как и дети, педагог должен уметь действовать «по обстоятельствам», в том числе предлагать новые ма-териалы и пути использования старых. Определен¬

VI ные занятия могут оказаться весьма успешными, некоторые — не очень. При этом не стоит ждать, что каждый ребенок будет с удовольствием участвовать в том или ином занятии. Инициативный педагог во¬время заменит материалы или найдет способ про¬должить и развить обучение, вызывающее интерес;
> педагог должен уметь признавать, что чего-то не зна¬ет, — это лучше, чем дать неверную информацию. Говоря «не знаю», воспитатель тем самым создает обстановку, в которой он и дети вместе участвуют в поиске ответов и решений. Это также учит детей пользоваться различными источниками. Кроме того, дети видят, что взрослые тоже учатся;
> педагог непосредственно общается и играет с деть¬ми. Он разделяет их стремление узнавать новое и проявляет интерес ко всему, что дети делают и исследуют;
> для педагога важно уметь почувствовать, когда его присутствие не является необходимым, когда де¬тей следует предоставить самим себе, чтобы они самостоятельно управляли процессом познания.
На начальном этапе необходимо избегать слишком сложных заданий: формирование мыслительных навы¬ков и приобретение тех или иных умений должно при¬носить радость. Когда мыслительные навыки уже сфор¬мированы, их можно применять и для решения более сложных задач. Иначе говоря — творить, придумывать новые задания и игры, находить интересные решения для использования в собственной практике.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*