Методика воспитания Монтессори

montessoryУмственное развитие начинается не с университетской скамьи, а с момента рождения ребенка, и наиболее интенсивно оно протекает в первые три года жизни.
М. Монтессори

Самовоспитание, самообучение, саморазвитие

Методика Марии Монтессори — одна из самых распространенных, несмотря на то что на протяжении многих десятилетий она неоднократно подвергалась критике и не совсем точному переосмыслению. История педагогики сохранила сотни имен, но на пальцах одной руки можно пересчитать реальные школы, с охранившиеся после смерти авторов. Школа Марии Монтессори — в этом почетном ряду.

Произошло это не только потому, что многие ее прозрения получили научное подтверждение, но и потому, что Монтессори нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике.

Без всякой перегрузки для детей, столь свойственной нынешним программам, она за полгода обучала класс пяти и шестилеток читать, писать, складывать и вычитать даже шестизначные числа.

Многие педагоги мира и сегодня успешно применяют ее методику воспитания и обучения.

В основе педагогики Монтессори лежит очень простое условие, состоящее из трех таких же простых принципов: самовоспитание, самообучение и саморазвитие. Задача взрослого — помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, дать ему возможность приобщиться к вещам, пощупать их, попробовать на вкус, все прочувствовать, т. е. научиться контактировать с предметами. Отсюда девиз Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Причем принуждение как метод обучения в этой системе воспитания совершенно исключен.

Дети объединяются в группы не по возрасту, а по степени усвоения материала. Учебный день начинается с выбора ребенком занятия на весь день, а заканчивается тем, что ребята рассказывают, что им удалось узнать нового. У каждого ребенка есть свой журнал для отчетов, в котором он пишет или рисует.

Монтессори разработаны дидактические игры и различные пособия для совершенствования зрительного, слухового и тактильного восприятия детей. За основу были взяты идеи и пособия, предложенные известными французскими учеными. Это упражнения для развития мелкой моторики рук — нанизывание бусин, переливание воды, пересыпание круп, сортировка бобовых и еще много интересных заданий, игр и др. Работа по системе Монтессори строится по опре-деленному плану, с переходом от одной ступени к другой, от одной зоны к другой и с четким соблюдением этой очередности. И конечно, нельзя не упомянуть о знаменитых рамках и вкладах Монтессори , оставшихся неизменными до наших дней.

Объективности ради стоит привести  некоторые аргументы критиков методики Монтессори. Они полагают, что ее система «подрывает авторитет» учителя (воспитателя), превращая последнего в постороннего наблюдателя и даже в некое «подручное средство» для оказания помощи ученику.

Далее: используемый психодидактический материал не всегда позволяет ребенку выбрать свободную зону действия. Это не совсем позитивно отражается на его творческом развитии и не позволяет проводить (в плане фантазии ребенка) полноценные игры.

И наконец: дети в группе — разного возраста. Это не дает возможности полноценно заниматься с каждым ребенком и давать ему тот материал, который необходим на данном возрастном этапе. По сути, занятия превращаются в «уроки добра», где старшие помогают малышам.

И все же аргументы сторонников метода Монтессори намного убедительнее, что, конечно же, отнюдь не отменяет актуальность любой дискуссии о проблемах воспитания детей.

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года п И талии, в маленьком провинциальном городе. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые. О детстве Марии Монтессори сохранилось мало сведений. Известно лишь, что родители делали для нее все, чтобы она в будущем могла реализовать «высокое человеческое предназначение», что, кстати, в строгой католической Италии никак не соответствовало традиционному положению женщины.

В гимназии Мария Монтессори всерьез увлеклась естествознанием и сделала наконец свой профессио-нальный выбор — решила стать детским врачом. В тогдашней Италии это было практически невоз¬можно: медицина оставалась исключительно мужской привилегией. И все же упорство Марии Монтессори было вознаграждено — она стала первой женщиной- врачом Италии.

В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу. Возглавила ее Мария Мон-тессори. Здесь она впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специаль¬ную развивающую среду. Уже спустя три месяца пос¬ле открытия школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты ошеломляющими.

В 1904 году Мария Монтессори возглавила кафедру антропологии в Римском университете, где про¬водила различные антропологические исследования в области педагогики. Параллельно в медико-педагогическом институте она изучала педагогику для умственно отсталых детей. Тогда же сформировались основы ее собственной педагогики.

Фрейд. Под их воздействием Мария Монтессори уточняла выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Но во многом она оставалась врачом, а потому чаще всего исходила из физиологии детей. Даже в понятие свободы Монтессори вкладывала свое значение, понимая под ней прежде всего независимость.

На примерах из собственной педагогической практики Мария Монтессори доказывала, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд. У малыша плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место. Вот почему Монтессори предложила уже в 2,5—3 года дать ребенку возможность делать множество дел самостоятельно. Учи-тель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, — а их очень много.

Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки, если положить их в беспорядке, могут вызвать чувство бессилия перед очевидным хаосом. Монтессори предложила располагать их в соответст¬вии с определенной строгой логикой, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько потому, что этого хотят взрослые, — просто так удобнее самим детям.

Фаза первой стадии детства (до 6 лет) — важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребенка. Монтессори понимает первые шесть лет жизни как вторую эмбриональную фазу роста, когда развиваются дух и душа ребенка. В то время как взрослый человек, так сказать, «фильтрует» свои впечатления, ребенок впитывает в себя всю окружающую среду, кото¬рая становится частью его личности.

Вторую стадию детства Монтессори определяет как фазу так называемой лабильности. В этот период ребенок особенно чувствителен к определенному возбуждению со стороны окружающей среды, например в том, что касается развития движений, речи или со¬циальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к правильной концентрации. В этой фазе ребенок не позволяет отвлечь себя другим раздражителям — он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Мон¬тессори употребляет термин «нормализация поведе ния», которое должно быть сбалансированным, спон¬танным, в результате чего ребенок мог бы полностью использовать свои возможности. Характерные признаки «нормализации» ребенка:

- споособность к концентрации внимания; к чувство собственного достоинства;
- состоятельность;
- самомотивация;
- привычка к порядку;

- удовольствие от повторения;

- способность к самостоятельной работе;

- самодисциплина;
- стремление к свободе выбора; i удовольствие от работы как таковой, без необходимости вознаграждения и наказания;
- послушание;
- предпочтение работы игре;

-любовь к познанию.

Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, но доступ к интеллекту ребенка ведет не через tin гракцию, а через его органы чувств. Ощуще¬ние и познание становятся в ходе учебы единым целим. В этих положениях Монтессори следует учению Жана Итара* и Эдуарда Сегена. Монтес- »ори разработала учебный материал, ориентиро-
KiiH Итар (1775—1838) — французский врач, автор многих иссле- дошший об ушных болезнях.

 Наглядно периоды восприятия ориентировочно выглядят так:

От рождения и в течение всей жизни

Развитие речи

До 3 лет

Сенсорное развитие

До 1,5 лет

Познание окружающего мира через движение

1,5—3 года

Развитие устной речи

1,5—4 года

Развитие мускульной координации

2—4 года

Забота о порядке в окружении и обязанности

2—6 лет

Музыкальное развитие

2,5—6 лет

Утонченность чувств

2,5—6 лет

Развитие социальных манер

3—6 лет

Восприятие влияния взрослых

3,5—4,5 года

Письмо

4—4,5 года

Развитие тактильного чувства

4,5—5,5 года

Чтение

В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша появляются и закрепляются социальные навыки. В это время дети воспринимают формы вежливого или вызывающего поведения, которые впоследствии становятся нормами жизни. И конечно, нельзя не сказать еще раз о коротком (от рождения до 3 лет) периоде который влияет приятия порядка. Он фактически определяет отношения малыша с миром, потому что касается порядка не только в окружающей среде, но и во времени (запускаются «внутренние часы» ребенка), и в взаимодействии со взрослыми.

При этом Монтессори рекомендует не ускорять развитие детей, но и не сдерживать его. Сначала глазами пыша «разбегутся», а затем все же найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Перед малышом находятся предметы, отобранные в результате долгих наблюдений и тем, что и как помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, ни их можно потрогать, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела ребенок может развивать все свои чувства.

Свои знание ребенок может применить, даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги, наклеенной на дощечки. Обводя их пальчиками, ребенок запоминает не только саму букву, но и то, как ее 11 писать. Если учитель все делает правильно и родители ему не мешают, у малыша возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя.

Для того чтобы ребенок учил (а лучше обучал себя), его уже не надо наказывать или поощрять, полезнее давать вовремя «пищу для ума», а еще лучше показать, как и где этот материал находить. Сам учитель тоже определенным образом координирует свою деятельность. Для начала он должен позаботиться о привлекательной для малыша в удобной для его работы среды. Далее — внимательно следить за детьми, которые мешают развитию других малышей. Учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным, и вместо с тем помогает ему найти то, что заинтересует его и поможет сосредоточиться на работе. Таким образом, энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на развитие.

На следующем этапе учителю важнее всего не ме¬шать малышу, не нарушать его поиски и его работу. Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Внешний вид и увлеченность взрослого захватывают детей и помогают наладить доверительные отношения, создать ту уникальную атмосферу, которой отличаются классы Монтессори. По убеждению Монтессори, дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас, и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, Мария Монтессори наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы.

В первой — дети от 3 до 6 лет, во второй — от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а поело шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то неверно, что Монтессори учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя; его последующая «бездеятельность» — знак успеха. М. Монтессори культуру можно осваивать в разных формах и направлениях. Мария Монтессори полагала, что главная задача воспитателя — создать активную и мотивирующую среду, в которой нет случайных предметов и деталей. Каждый элемент должен выполнять свою определенную функцию. Едва ли не первое, что сделала Монтессори в своей новой школе, — это навсегда выдворила из класса пресловутую парту, которая, как она считала, ограничивает не только двигательную активность, но и познавательные спобности ребенка. В Монтессори классах парты были отменены легкими столиками и ковриками, которые ребенок может самостоятельно перенести по своему желанию в любой уголок комнаты.
День за днем наблюдая за детьми разного возраста, Монтессори внедряла дидактические пособия и материалы, выбирала оптимальную форму столиков и стульчиков. От ее пристального внимания, казалось, не ускользнула ни одна, даже самая мелкая деталь. Есть сведения, что от большинства материалов она в процессе экспериментов отказывалась, оставляя лишь то, что давало действительно очень хорошие результаты. Неудивительно, что материалы и пособия, которые выдержали проверку временем, нередко называют золотым материалом Монтессори.

И все же главное в системе — не пособия или методики. Главное — ребенок, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения. Но ведь невозможно дать каждому ребенку по учителю! Тем более в доме ребенка Марии Монтессори, который находился в беднейшем рабочем квартале. Несмотря на это, Монтессори обучала по индивидуальным программам по сорок малышей одновременно. Просто она предоставляла каждому ребенку самостоятельно разрабатывать для себя индивидуальную программу обучения, выбирать, чем, когда и как ему заниматься в той среде, которая создана педагогами. Так ученикам предоставлялась безграничная свобода выбора. Каждый из них мог по собственному усмотрению решать, чем заняться: счетом, географией, чтением или мытьем посуды. Даже двух-трехлетние малыши в Монтессори-садике отлично знали, что они не должны шуметь, когда другие дети чем-то заняты, что после игры они должны поставить на место пособия и материалы на полку, убрать за собой, чтобы и тем и другим  было удобно заниматься.

В Монтессори-школе нет традиционного деления па классы: в одной группе занимаются дети разных возрастов. Новички, впервые придя в школу, легко усваивают принятые правила поведения, подражая старшим. А старшие учат младших дидактическим правилам, показывают буквы, помогают в освоении  заданий. Учитель же просто наблюдает за группой и подключается только тогда, когда кто-то из ней обращается к нему за помощью или испытывает затруднения в работе.

Особое внимание Монтессори уделяла обучению детей навыкам самообслуживания, справедливо полагая, что ребенок, умеющий ухаживать за собой, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и развивает те мышцы, которые необходимы, в том числе для овладения навыками письменной речи.

Словом, школу или садик Монтессори действительно можно назвать уникальной. Но есть в таком подходе и явные минусы. Главный заключается в том, что Монтессори-педагогика, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, т. е. сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, мало внимания уделяет «творческому» правому полушарию, которое, в отличие от левого, познает мир целостно.

В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры — здесь их считают бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие. Конечно, в отличие от вальдорфской системы здесь нет тотального идеологического контроля, но у детей, занятых развивающими интеллектуальными играми, практически не остается времени для тривиальных кукол и пряток. А ведь без ролевой игры невозможно не только эмоциональное, но и интел-лектуальное развитие ребенка, о чем свидетельст¬вуют авторитетные педагогические и психологиче¬ские исследования XX века.

Помимо этого Монтессори считала отклонением и развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, которые могут стать перед ним в жизни. По ее мнению, если тот мир не связан с реальностью, то он скорее относится к галлюцинациям, чем содержательному творчетву. Творческую способность ума Монтессори расматривала исключительно как средство работы над реальностью.

Активный, шумный малыш, которому трудно регулировать свое поведение, справляться с эмоциями, тоже будет чувствовать себя крайне некомфортно, вызывая, к тому же, недовольство воспитателей. Вряд ли пойдет на пользу система Монтессори и творчески одаренным детям, у которых доминирует правое полушарие: помимо того что здесь их уникальные способности не будут в должной мере востребованы, способ познания мира, который предлагает Мария Монтессори, им не совсем понятен.

Тем не менее безусловные плюсы Монтессори-педагогики очевидны и доказаны временем. И хотя эта система рассчитана в первую очередь на обучение в детском саду и школе, очень многое с успехом можно использовать и в домашнем воспитании.

Мария Монтессори видела человека в его целостности, а целостность создается и закрепляется с помощью активного освоения окружающего мира. Когда окружающее пространство позволяет ребенку созидательно действовать, разрозненные вспышки детской энергии соединяются и появляется как бы «новый ребенок».

Упомянутая выше нормализация происходит при концентрации детей на какой-либо деятельности и, значит, необходима, чтобы все предметы вызывали у ребенка живой интерес, могли быть использованы именно по своему назначению и применялись точно. Свобода в направленных действиях и есть главная свобода ребенка. Но это не конечный результат воспитания, хотя «нормализованные» дети демонстрируют удивительные, с точки зрения взрослых, человеческие качества.

Детский сад. В детском саду Монтессори день начинается со свободной работы. Дети приходят и группу, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Воспитатель встречает детей, обязательно протягивая каждому руку для приветствия, и затем, уже в классной комнате, терпеливо наблюдает за свободным выбором ими материала для занятий. Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы. Кто-то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы, мелет в маленькой мельнице зерно, учится пришивать пуговицы.

Если воспитатель замечает, что ребенок взял материал для работы впервые, он предлагает малышу алгоритм действий с этим предметом. Иногда дети получают очень короткий и конкретный трехступенчатый урок, а иногда учитель молча показывает способ работы с материалом. Все куклы, кубики, машинки находятся здесь же, в одном из уголков, и если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или кормит куклу, строит из кубиков гараж для своей машинки. Можно переодеваться во взрослую одежду, которая сложена в специальной корзине, или делать мри ческу перед зеркалом. Все это можно. Другое дело — общая атмосфера рабочего дня. Дидактический материал (недаром он прожил без изменений уже целое столетие!) захватывает детей настолько, что они предпочитают положить на край коврика свою куклу и выкладывать здесь же десятичную систему из бусин.

В самостоятельной свободной работе маленький ребенок ежедневно материализует природную потребность в усложнении своих чувств, действий и концентрации внимания. Такая работа не утомляет, сколько бы она ни продолжалась, по¬тому что в естественной жизни не может быть остановки. И все-таки часа через два после начала свободной работы дети слышат тихую музыку — знак сбора в общий круг. Работа заканчивается, материалы ставятся на полки. Круг Монтессори. Кто-то из педагогов назвал его «атмосферным явлением». Во всяком случае, это не ежедневное занятие с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от определенной ситуации. Некоторые круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других воспитатель рассказывает сказки, короткие истории из Библии. Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто.

Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечают дни рождения детей и другие важные события. Здесь вспоминают, что кто-то из детей заболел или кому-то предстоит не очень приятный поход к зубному врачу. В пятнадцать минут общего круга умещаются: личные проблемы детей, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр. Круг всегда ведет учитель, но он лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свои переживания. Учитель профессионально «провоцирует» разгорающийся костерок общего разговора, в который каждый из детей вставляет свое слово или суждение.

Круг заканчивается быстро. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго и в конце концов становится неотъемлемой частью уклада жизни Монтессори-группы. Зоны Монтессори-класса включают в себя прак¬тически все области деятельности детей, способству¬ющие общему развитию. Зона реальной жизни: ребенок учится самостоя¬тельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить, перемешивать, вырезать, раскрашивать, ри¬совать и т. п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику. Зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (умение различать высоту, длину, вес, цвет и другие свойства предметов). Здесь дети играют i предметами, изучая размер, форму и цвет.

К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Дети также учатся следить глазами слева направо, что помо¬гает освоиться с чтением. Зона двигательных упражнений: в большинстве Монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга (овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Есть также зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная, умственного развития ребенка. Ребенок сам выбирает зону и конкретный материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми — этот выбор он тоже обычно делает сам. Ребенок работает в собственном темпе, поскольку в методе Монтессори нет соревнования. Многие Монтессори-школы дополняют материалы такими зонами, как музыкальная, искусств и танцев, иностранного языка и др. домашнее воспитание.

Существует множество групп и детских садов, в которых на практике — и весьма успешно — применяется метод Марии Монтессори. Однако не стоит забывать, что воспитание ребенка на¬чинается в семье, именно дома, где малыш проводит большую часть времени, где закрепляются привычки и навыки, которые готовят его ко взрослой жизни. И даже если малыш посещает Монтессори-группу, за¬тем он все равно возвращается домой, к родителям, бабушкам и дедушкам. Кроме того, не всегда и не везде существует возможность отдать ребенка в детский сад, работающий по методике Монтессори. Вот почему желательно и дома создать для ребенка обстановку, стимулирующую его полноценное развитие. Конечно, полный комплект пособий Монтессори до-статочно дорого стоит, да и места занимает немало.

Однако и в домашних условиях можно создать среду, наиболее благоприятную для самостоятельных заня¬тий. Прежде всего надо позаботиться о том, чтобы ре¬бенку было удобно. Мы нечасто задумываемся о том, что наш дом обустраивается «под взрослых» и ребенку непросто находить интересующие его предметы. Детскую мебель желательно подбирать по размеру, кроме того, она не должна быть тяжелой — тогда ребенок сможет сам передвигать ее. Обязательно нужны специальные детские стол и стул, за которыми ребенок будет заниматься, полка для хранения всего необходимого. Надо позаботиться и о том, что¬бы ребенок мог самостоятельно доставать не только свои учебные пособия, но и предметы гигиены и до¬машнего обихода.

Пасту, щетку, мыло желательно положить так, чтобы малышу было легко доставать их без помощи взрослых. Самые простые предметы, которые есть в каждом доме, могут превратиться в Монтессори-материал. I [апример, ребенок может отрабатывать точность движений, пересыпая рис из кувшина в чашку. Когда у него начнет получаться, можно усложнить упраж¬нение, взяв вместо риса воду или сок. Точность дви¬жений и заодно глазомер можно развивать, собрав 11есколько бутылок или банок разного размера и пред¬ложив ребенку подобрать к ним правильные крышки. Обрезки тканей могут стать Монтессори-пособием для другого упражнения. Можно подобрать несколько видов ткани с различными текстурами — по два каждой, пусть ребенок изучит их и научится собирать пары.

Затем пусть он сделает то же самое с закрытыми глазами. Вообще упражнения «на ощупь» интересны и по¬лезны ребенку. Можно просто собрать десять не¬больших предметов, которые хорошо знакомы малышу (карандаш, пуговицу, ложку), сложить их в плотный мешочек и предложить ему опознавать предметы на ощупь, с завязанными глазами. Набор предметов можно корректировать в зависимости от возраста. Это упражнение можно «привязать» к изучению азбуки, собирая предметы, названия которых начинаются с одной буквы — с той, которую вместе недавно изучали. В методике Монтессори самое главное — само-стоятельная работа, поэтому надо проявлять терпе¬ние и не пытаться что-то навязывать малышу или делать задание за него.

То, что взрослый считает эле¬ментарным, для трехлетнего человечка может быть непростой задачей. Из этого следует еще одно правило: не стоит произносить много лишних слов. Объясняя ребенку задание, нужно говорить и показывать только то, что необходимо. Пусть он сам на практике познает характеристики вещей, занимаясь собственной «исследовательской» работой. И конечно же, работа с Монтессори-материалами не должна превращаться в тяжкую повинность. Ре¬бенок учится играя и лучше воспринимает новое, когда настроен на игру. Поэтому, если сегодня ма¬лыш не хочет что-либо делать, желательно перенести это на завтра. Главное — заниматься с малышом увлекательными вещами, которые доставляют ра¬дость и ему, и взрослым. Развивающие материалы, действия, упражнения Рамки с застежками — обучение конкретным навы¬кам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

Пересыпание и переливание — эти упражнения помогают улучшить координацию движений, они включают в себя пересыпание риса и переливание воды из одного кувшина в другой. Приготовление пищи — эти упражнения вклю¬чают в себя очистку и нарезку моркови, бананов и яблок. Они способствуют развитию аккуратности и самостоятельности. Уборка помещения и личная гигиена включают чист¬ку обуви, подметание, мытье пола шваброй, стирку и умывание: помогают ребенку научиться ухаживать за собой и своим окружением (средой). Материалы для сенсорного развития: V» коричневая лестница предназначена для различия между двумя измерениями и знакомит с понятия¬ми тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый; > розовая башня представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький;

> красные штанги представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с по¬нятиями короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный;
> цветные катушки в трех наборах: первый состоит из трех пар основных цветов для сопоставления; второй — одиннадцать пар различных цветов; третий — по семь оттенков каждого цвета. Эти упражнения знакомят с названиями различных цветов, развивают цветовое восприятие, а также способствуют различению оттенков;
> блоки цилиндров представляют собой четыре набора, в каждом из которых девять цилиндров. В первом наборе — цилиндры, различные по высоте; во втором — цилиндры, различные по диаметру; два других включают цилиндры, различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук, необходимую при письме;
> цветные цилиндры — каждый набор соответствует параметрам одного из наборов блоков цилиндров. Материалы для развития речи:
> буквы, вырезанные из шершавой бумаги или кар¬тона, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием;
> металлические вкладки — десять математических вкладок разной геометрической формы.

> имеют маленькую ручку для удерживания и пере-мещения. Прослеживание контура вкладки по¬могает подготовить руку и глаза к письму;

> шумовые цилиндры — этот набор состоит из двух деревянных коробок, в каждой из которых шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т. е. к каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров;
> геометрические тела обучают зрительному и так-тильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы. Материалы для математического развития:
> красно-синие штанги — набор из 10 штанг, каждая из которых делится на красно-синие части. Эти упражнения учат основам счета и могут быть ис-пользованы для простейшего складывания, вы¬читания, умножения и деления;
> коробка с веретенами — две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и усвоения понятия количества. Ребенок размещает определен¬ное количество веретен в соответствующую секцию;
> золотые бусины обеспечивают знакомство со сче¬том, понятием количества и основными математи¬ческими функциями.

Другие предметы и материалы:

> географические карты — деревянные карты с ма-ленькой ручкой для переноса и манипулирования.

> карты знакомят с названиями и расположением государств и континентов, основами географии;

> природные карты — различные наборы карт для изучения строения листьев, цветов, деревьев. Рас-ширяют словарный запас и знания детей о природе;

> звучащие колокольчики издают вариации звуков при ударе деревянным молоточком. Используются в качестве сенсорных упражнений для сопостав¬ления звуков. Также могут использоваться при обучении основам нотной грамоты и составлении простых мелодий;

> линия — в большинстве классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга, которая используется для физических упраж¬нений по развитию равновесия и координации движений.

Советы родителям

ДОМАШНЯЯ ОБСТАНОВКА
Нужно покупать одежду, которую ребенок может надеть или снять самостоятельно (брюки с эластичным поясом, рубашки с большими пуговицами, свитера с широким воротом).
Мебель детской комнаты: низкий стол, зеркало, ящи¬ки (которые ребенок мог бы с легкостью открывать). Мебель должна быть прочной, легкой и соответст¬вовать росту ребенка (вешалка, на которую ребенок мог бы самостоятельно вешать свои вещи и т. д.).

Необходимо сделать комнату ребенка яркой, при-влекательной и простой, использовать легко мою¬щиеся поверхности, тщательно отбирать предметы для нее (новые предметы предлагать постепенно, не более двух одновременно).
Дать ребенку в личное пользование чистящие материалы: маленькую губку, тряпку, веник и по¬лировку, для того чтобы он сам мог убирать свою комнату.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Водите своего ребенка в интересные места, такие как библиотека, почта, зоопарк, музеи, детский театр, пляж, парк, игровые площадки; обсуждайте уви¬денное.
Пусть ваш ребенок участвует в домашних делах: покупке продуктов, приготовлении пищи, уборке квартиры, садоводстве, работах по дереву, шитье. Давайте ему задания и необходимые материалы.
Делитесь с ребенком своими интересами и увлече-ниями: знаниями о спорте, марках, растениях, птицах, животных, вязании, рисовании, игре на музыкаль- 11 i.ix инструментах.
Давайте ребенку журналы для вырезания картинок и раскраски и обсуждайте с ним рисунки. Читайте и рассказывайте ему различные истории, покажите, как пользоваться магнитофоном.
Берите с собой ребенка в гости к родственникам и друзьям. Делайте короткие визиты; если ребенок устанет, дайте ему что-либо, чем он мог бы заняться.

Поощряйте бабушку и дедушку в желании заниматься внуком.

Покажите ребенку, как ухаживать за растениями и животными в вашем доме. Позволяйте принимать ответственность по уходу за ними по мере сил и возможностей ребенка.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА
Предоставьте ребенку пластиковый тазик с водой, несколько пластиковых бутылок, воронку, губку, сито и фартук. Дайте ему возможность свободно использо¬вать эти вещи и узнавать свойства воды. Покажите, как следует убирать место, где он занимался.
Давайте ребенку возможность играть с песком: либо в песочнице, либо на пляже. Берите с собой ведерко, формочки, сито, воронку, лопатку, лейку для увлажнения песка. Дома дайте ребенку щетку и совок и попросите очистить предметы от песка.
Тесто для игры, формочки, пуговицы, крышки, скалка для теста могут заинтересовать вашего ре¬бенка. С этими предметами он может заниматься довольно долго. Тесто можно легко приготовить, смешав 1 стакан муки, 1 ложку соли, несколько ка¬пель пищевого красителя и столько воды, чтобы тесто было густым. Тесто нужно хранить в холодильнике.
Другие материалы, которые могут привлечь ребенка: краски, большие деревянные кубики, книги, полки,

Запомните, что у каждого предмета должно быть свое место, и показывайте ребенку, как пользоваться различными предметами.

Заповеди Марии Монтессори

♦ Детей учит то, что их окружает.
♦ Если ребенка часто критикуют — он учится
осуждать.
♦ Если ребенка часто хвалят — он учится
оценивать.
♦ Если ребенку часто демонстрируют враж-
дебность — он учится драться.
♦ Если с ребенком честны — он учится спра-
ведливости.
♦ Если ребенка часто высмеивают — он учит-
ся быть робким.
♦ Если ребенок живет с чувством безопас-
ности — он учится верить.
♦ Если ребенка часто позорят — он учится
чувствовать себя виноватым.
♦ Если ребенка часто одобряют — он учится
хорошо к себе относиться.
♦ Если к ребенку часто бывают снисходи-
тельны — он учится быть терпеливым.
♦ Если ребенка часто подбадривают — он
приобретает уверенность в себе.
♦ Если ребенок живет в атмосфере дружбы
и чувствует себя необходимым — он учится
находить в этом мире любовь.

♦ Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
♦ Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
♦ Будьте активны в подготовке среды. Прояв¬ляйте постоянную тщательную заботу о ней. Помогайте ребенку устанавливать конст-руктивное взаимодействие с ней. Показы¬вайте место каждого развивающего мате¬риала и правильные способы работы с ним.
♦ Будьте готовы откликнуться на призыв ре¬бенка, который нуждается в вас, всегда при-слушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
♦ Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно строго останавливайте любое некорректное использование мате¬риала и любое действие, угрожающее без¬опасности самого ребенка или других детей.
♦ Уважайте ребенка, отдыхающего, или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать.
♦ Помогайте тем, кто хочет работать, но пока не может выбрать занятие по душе.
♦ Будьте неустанны, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее не освоенное, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметными для того ребенка, который уже все нашел. В обращении с ребенком всегда исполь¬зуйте лучшие манеры и предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*