Универсальные системные игры

Основания игр — логика системного мышления (Г.С. Альтшуллер).

В основе системного подхода по объекту рукотворного мира лежат следующие мыслительные шаги:

Выбирается объект и определяется его функция (О — Ф).
Рассматриваются основные составляющие этого объекта (подсистема), способствующие выполнению функции.
Находится группа или класс рассматриваемого объекта, а так же место его функционирования (надсистема).
Объект и его функция рассматривается в прошлом (прошлое О). Первый вариант: старинный объект. Второй вариант: объект человечеством не был создан, но надо выяснить как выполнялась функция.
Объект и его функция рассматривается в будущем (будущее О). Первый вариант: улучшение какого-либо свойства рассматриваемого объекта. Второй вариант: объект не создается, но функция выполняется много лучше другим объектом.

В качестве средства системного мышления выступает девятиэкранная модель («чудесный экран» или «девятиэкранка»).
место функционирования объекта и его класс
прошлое объекта или его функции объект и его функция будущее объекта или его функции
части объекта (составляющие элементы)

Например:

«Если мы рассмотрим САМОЛЕТ, этот самолет для быстрой перевозки пассажиров по воздуху (функция), состоит он из мотора, двигателя с горючим, системы управления и корпуса с разными удобствами для пассажиров (подсистема). Самолет свое дело выполняет в воздухе, но ему надо быть еще в аэропорту для заправки, ремонта и посадки пассажиров (надсистема). Самолет относится к воздушному транспорту (классификация). Раньше были не такие самолеты. Они были менее удобные, летали недолго и низко над землей. Скорость у них была много меньше (первый вариант объекта в прошлом). В далеком прошлом люди только мечтали взлететь и были неудачные попытки сделать это с помощью крыльев, которые привязывали к рукам прыгающих с высоты смельчаков (второй вариант прошлого). Самолеты в будущем будут еще лучше, чем сейчас. Для того, чтобы они не разбивались их будут делать, например, резиновыми или со специальными парашютами… Самолеты будут более надежные, скоростные и удобные для пассажиров (будущее объекта первого варианта)… Придет время и люди откажутся от строительства самолетов, люди научатся перемещаться по воздуху на большой скорости с помощью индивидуальных летательных приспособлений (будущее второго варианта)…»

В основе системного подхода по объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:

Выбирается объект (О) и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.
Определяется подсистема природного объекта.
Определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится.
Рассматривается процесс развития объекта в прошлом.
Рассматривается развитие объекта в будущем.
мама — воробьиха в гнезде (согревающая яйца) гнездо с птенцами (относится к группе летающих птиц) место обитания воробья (лес или городские улицы)
яйцо птенец (воробушек) взрослый воробей
скорлупа, белок и желток с зародышем части тела слабого неумелого птенца части тела взрослой птицы

Формы организации игр:

Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования. Игровое действие — составление «чудесного экрана» (девятиэкранки).
Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению:

«Что-то» автор: М.С.Гафитулин, г.Жуковский

Если мы рассмотрим что-то…
Это что-то для чего-то…
Это что-то из чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Игровое действие при этом: конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т.д.

Предполагаемый результат по итогам универсальных игр:

К концу дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно размышлять: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени.