«Все в мире перепуталось» (с 3 — х летнего возраста)

Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. Обозначения на модели мира определяются вместе с детьми цветом или в виде руки и дерева. С постепенным освоением и с возрастом, количество частей модели мира увеличивается (см. на рис.). В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Это зависит от степени освоения правилами игры и подготовленности детей. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть модели мира, а затем воспитатель обобщает.

Использовать игру можно практически во всех видах детской деятельности.

Обозначения в секторах модели мира тоже меняются-усложняются с возрастом. Если в младших группах приняты такие обозначения как рисунки, более детально отображающие какой-то объект, то в старших группах обозначать можно буквой, схемой, цветом.

С 3 — 4 лет.
Правила игры:

Воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

Ход игры:

В: Что изображено у тебя на картинке?
Д: Яблоко.
В: К какому миру относится яблоко?
Д: К природному, потому что оно само растет.
В: Почему картинку с машиной поместили в рукотворный мир на модели?
Д: Потому что она неживая. Ее сделали на заводе люди.

С 4 — 5 лет.
Правила игры:

Ведущий игры — воспитатель (в конце года — ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки… см. на рис.)

Примечание: Расширение этой части модели мира проходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).

Ход игры:

В: На картинке — шуба. К какому миру принадлежит?
Д: К рукотворному.
В: Почему вы так думаете?
Д: Шубу сшили люди на фабрике.
В: Шубу поместим в сектор с посудой?
Д: Нет! Из нее не едят. Она нужна людям зимой, чтобы нам тепло было. Мы поместим ее в сектор где платье нарисовано.
В: Итак, шуба относится к одежде. К верхней одежде.
В: На картинке — утка. К какому миру она относится.
Д: К природному.
В: Где живет утка? Где обитает?
Д: Птенцов выводит на земле, еду находит в воде, а еще летает!
В: Значит картинку можно поместить и в сектор «вода», и в сектор «земля», и в сектор «воздух». Но где больше всего обитает утка. Вспомните сказки и рассказы об утке.
Д: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.